Исследование аудитории ресурсного центра

Социологическое исследование было проведено Аналитическим центром LEANCOR для Фонда региональных гражданских инициатив в июле-августе 2010 года. При использовании не забывайте, пожалуйста, указывать на авторство и корректно описывать метод получения данных.

Цели и задачи исследования

Цель исследования:
  • Определение основных количественных и качественных характеристик потенциальной аудитории региональной социальной сети, посвященной вопросам жилищно-коммунального хозяйства.   
    Задачи исследования:
    • определить круг тем, касающихся ЖКХ и жилищной сферы, которые наиболее интересуют потенциальную аудиторию создаваемой сети;
    • охарактеризовать степень владения потенциальной аудитории интернет-технологиями;
    • охарактеризовать опыт участия потенциальной аудитории в социальных сетях.

      Методика исследования

      1)     качественный этап.
      На данном этапе проводились 3 глубинных интервью с представителями целевой аудитории (ЦА).
      ЦА: жители многоквартирных домов в Ярославле; возраст: 25-50 лет; отвечающие следующим условиям скринера:
      1) в недавнем времени выступал (а) инициатором обсуждения проблем, связанных с жилищно-коммунальной сферой, например:
        - вопросы и проблемы эффективного управление домом;
        - создание ТСЖ в доме, его деятельность;
        - взаимодействие с управляющей компанией / подрядными организациями;
        - качество и тарифы жилищно-коммунальных услуг;
        - ремонт дома, подъезда; состояние придомовой территории;
        - взаимодействие с муниципальными службами, администрацией района по поводу дома;
        - и т.д.
      Под инициатором (активистом) понимаем человека, который не просто пассивно участвует в обсуждении проблем (посещает собрания жильцов, принимает участие в разговоре с соседями), а предпринимает какие-либо активные действия, например:
      - поднимает вопросы на собрании, инициирует мероприятия по управлению домом;
      - собирает мнения или подписи за какую-либо инициативу; организует неформальные / формальные сообщества внутри дома;
      - напрямую (или через старосту) взаимодействует с управляющей компанией по поводу устранения недостатков в управлении домом;
      - связывается с органами муниципальной власти и др. организациями для получения информации по поводу функционирования дома и решения возникающих проблем;
      - обращается к опыту жителей других домов для помощи в решении возникших ситуаций с управлением дома: лично или с помощью Интернет-сайтов, форумов;
      2) Обязательное условие для участия в интервью – личное пользование интернетом дома или на работе с периодичностью – не реже 1 раза в неделю
      Содержание интервью: интересующие респондента темы, связанные с ЖКХ; практика взаимодействия с жильцами и организациями по решению имеющихся проблем; опыт поиска информации по интересующим проблемам; практика пользования интернетом.
      Сроки проведения интервью: 6-7 июля 2010 г.
      2)     Количественный этап
      Опрос представителей целевой группы. План - 400 интервью. Фактически собрано 406 интервью.
      Характеристика выборки:
      - малый город (Тутаев). Количество анкет – 30.
      - средний город (Рыбинск). Количество анкет – 70.
      - большой город  (Ярославль). Количество анкет – 306. 
      Распределение респондентов по районам Ярославля.

      Число респондентов
      В % от опрошенных
      Дзержинский адм. район
      80
      26%
      Заволжский адм. район
      59
      19%
      центральные районы города
      72
      24%
      «пятерка», мкр.
      13
      4%
      Фрунзенский адм. район
      36
      12%
      Красноперекопский адм. район
      46
      15%
      Всего:
      306
      100%
           ЦА:
      - жители многоквартирных домов (более 10 квартир в доме);
      - возраст 25-65 (квот по возрасту нет; относительно равномерное распределение по возрастным группам);
      - квот по полу нет.
      СКРИНЕР:
      1)     выступал (а) инициатором обсуждения проблем, связанных с жилищно-коммунальной сферой;
      2)     личное пользование интернетом дома или на работе с периодичностью – не реже 1 раза в неделю
      Метод опроса: личное интервью по формализованной анкете.
      Отбор респондентов: методом «снежного кома».
      Тип выборки: невероятностная.
      Сроки проведения поля: 12 июля – 4 августа 2010 г.


      ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ

      Социально-демографическая характеристика

      §      Большая часть представителей целевой аудитории (42%) – люди молодого возраста, 25-35 лет. Однако респонденты старшей возрастной группы, (46-65 лет) также широко представлены и составляют треть выборки.
      §      Мужчины составляют чуть более четверти ЦА. Остальные респонденты – женщины.
      §      У респондентов высокий уровень образования - половина из них имеет законченное высшее образование. Треть респондентов учились в техникуме или училище.
      §      По социальному статусу треть опрошенных являются специалистами (с высшим образованием); 15% - служащими / техническими исполнителями (работа не требует высшего образования); 14% -  относятся к руководящему составу или имеют свой бизнес; 12% - имеют рабочую профессию; 10% - домохозяйки или мамы, сидящие дома с детьми (среди респондентов 25-35 лет данная категория составляет 20% опрошенных); 50% сегмента «56-65 лет» - пенсионеры по возрасту или инвалидности, а в целой выборке пенсионером назвал себя почти каждый десятый.
      §      Среди сегментов, различающихся по доходу, преобладает «средний – » (45% респондентов) и «средний» (36%).   
      §      Размер семьи представителей целевой группы невелик: около трети опрошенных живут одни или вдвоем, 37% респондентов имеют семью из трех человек.
      §      Дети есть почти у каждого второго респондента. Более 70% респондентов-родителей имеют только одного ребенка.  

      Участие респондентов в управлении домом

      §        Средний возраст жилого фонда, которым владеют респонденты, около 30 лет. 20% опрошенных живут в домах, построенных не более чем 20 лет назад. Половина респондентов имеют квартиры в доме, которому от 20 до 40 лет. Старый жилой фонд (более 40 лет) имеется почти у 30% респондентов.
      §        Почти 70% домов, в которых имеют квартиру представители целевой группы, находятся под началом управляющей компании. Только каждый шестой респондент живет в доме, где организовано ТСЖ. Еще 6% респондентов живут в кооперативных домах со сходной с ТСЖ формой управления.
      §        Среди опрошенных потенциальных пользователей нового сайта, подавляющее большинство – рядовые жители, неравнодушно относящиеся к состоянию своего дома в целом или личного жилья в частности. Представители управляющего звена составляют только 3% опрошенных, это – старосты дома, председатели и члены правления ТСЖ или ЖК.
      §        Активность респондентов относительно сферы ЖКХ чаще всего проявлялась в форме инициации личного обсуждения вопросов, связанных с управлением домом или состоянием собственных квартир (90% опрошенных). Каждый третий представитель целевой группы выступал с предложениями на собрании жильцов дома. Каждый четвертый-пятый респондент собирал подписи жильцов в поддержку какой-либо инициативы или организовывал жильцов для благоустройства дома.
      §        Чем моложе респонденты, тем менее активно они участвуют в жизни дома. Наиболее активно проявляют себя представители возрастной группы 46-55 лет.
      §        Однако почти 40% респондентов 36-45 лет, поднимали вопросы на общем собрании жильцов / инициировали мероприятия по улучшению управления домом; четверть опрошенных этой возрастной группы организовывали жильцов для осуществления благоустройства дома или собирали подписи жильцов в поддержку какой-либо инициативы. И, хотя доля респондентов этого возраста в выборке сравнительно невелика, в генеральной совокупности они могут быть представлены гораздо шире и являться потенциально активной аудиторией нового сайта. 

      Интерес к теме управления домом и жкх

      Опыт поиска информации, ее источники

      §        Почти 40% представителей целевой группы ответили, что искали информацию на темы ЖКХ в последние три года.
      §        Чаще всего такая информация добывается в ходе личных контактов – из опыта знакомых, друзей, коллег – отметил каждый пятый респондент.
      §        Интернет – второй по частоте использования источник информации (17%).
      §        Каждый десятый респондент обращался за информацией в органы муниципальной власти / иные государственные и общественные организации.
      §        Большую активность в поиске различных источников информации о ЖКХ проявили представители старшей возрастной группы (45-65 лет). Женщины гораздо чаще мужчин искали информацию на изучаемую тему – расспрашивали знакомых, пользовались интернетом, публикациями в печатных СМИ, обращались в органы власти.
      §        Более «продвинутые» в интернет-технологиях - молодые участники опроса и респонденты среднего возраста - не особенно часто обращались к интернету за поиском информации по теме ЖКХ – положительно ответили только 12-17% сегмента.
      §        Среди сайтов, которые использовали респонденты, можно выделить сайт мэрии Ярославля, областного правительства, а также, местные новостные сайты и форумы: «76.ru»; «Ярпортал».

      Темы для обсуждения

      §        Наибольший интерес у большинства представителей целевой группы (три четверти опрошенных) вызывают темы, связанные с тарифами и платежами за жилищно-коммунальные услуги; качеством коммунальных услуг (65%).
      §        Также, в «топ» входят темы, связанные с ремонтом и техническим содержанием дома, благоустройством двора, чистотой подъездов (60-70%).
      §        40-60% респондентов интересует информация о деятельности управляющей компании, ответственной за их дом, в т.ч. отзывы о работе, официальные отчеты о деятельности УК.
      §        Наименьший интерес у представителей целевой группы вызвали вопросы, связанные с различными аспектами организации и деятельности ТСЖ. Это объясняется превалированием в выборке (да и в реальной практике) домов, перешедших от ДЕЗ к УК, минуя ТСЖ.
      §        Впрочем, среди респондентов, живущих в домах с управлением в форме ТСЖ или ЖК, интерес к темам, касающимся жизни реальных ТСЖ, также невелик – около 30% сегмента.
      §        Не слишком популярны среди респондентов темы, которые в большей степени актуальны для владельцев покупных квартир в недавно построенных домах, а именно: установка забора вокруг дома, организация охраны и т.п.

      ВЛАДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯМИ

      Пользование интернетом

      §        Почти 90% опрошенных пользуются интернетом дома, 30% - на работе.
      §        Практически ежедневно «заходят» в интернет более половины представителей целевой аудитории. 30% пользуются интернетом несколько раз в неделю.
      §        Доля активных интернет-пользователей значительно выше среди респондентов 25-45 лет (60-70% сегмента).
      §        60% опрошенных – пользователи домовой сети, т.е. интернет у них подключен по скоростной линии. В целом, как минимум, три четверти участников опроса потенциально имеют доступ к высокоскоростному интернету.

      Общение в интернете

      §        Только 20% опрошенных не общаются с помощью интернета с другими людьми. Для остальных наиболее распространенной и простой формой общения является электронная почта (60% респондентов). Впрочем, почти с той же частотой представители ЦА используют для связи свою страничку в социальной сети – каждый второй опрошенный.
      §        Треть респондентов пользуются для общения программой типа ICQ. Почти каждый четвертый разговаривает со своим собеседником по «Скайпу».
      §        Каждый пятый представитель ЦА общается на форумах, столько же респондентов – только читают блоги и форумы, не оставляя своих комментариев.
      §        Среди участников социальных сетей многие зарегистрированы более чем в одной из них. Самые популярные сети – «Одноклассники» и «В контакте» (44-46% опрошенных). Немного уступает им социальная сеть «Мой мир» на «mail.ru» (30%).
      §        Более молодые респонденты (25-35 лет) гораздо чаще используют различные сервисы для общения в интернете, чем остальные участники опроса. Так, почти 70% из них общаются в социальной сети, более 40% - переписываются по ICQ.
      §        Впрочем, респонденты средней возрастной группы (36-45 лет) не отстают от молодежи во всем, что касается форумов и блогов. Так, 20-25% представителей данных возрастных групп читают форумы и пишут там свои комментарии.
      §        Не использует интернет для общения каждый второй респондент старше 55 лет и каждый третий представитель возрастной группы 45-55 лет.
      §        Почти каждый второй участник опроса выкладывает свои фотографии в интернете. Такая практика распространена не только среди более молодых участников (60% сегмента). Фотографии размещают около 40% представителей средней (36-45 лет) и старшей (46-55 лет) возрастной группы.
      §        Более 40% опрошенных смотрят видео онлайн.

      Общение в интернете на темы ЖКХ

      §        Только 5% опрошенных отметили, что им приходилось общаться в интернете на темы, касающиеся жизни дома, вопросов управления домом и ЖКХ.
      §        Общение проходило на местных форумах (в т.ч. «Ярпортал», «Тутаев.ru»); по Скайпу, в социальной сети, по электронной почте. Также на респонденты задавали вопросы на  сайте мэрии, специализированных сайтах (Фонд содействия развитию ЖКХ).  




      Расширенный вариант отчета распространяется бесплатно (скачать файл pdf  500 кб)