Социологическое исследование было проведено Аналитическим центром LEANCOR для Фонда региональных гражданских инициатив в июле-августе 2010 года. При использовании не забывайте, пожалуйста, указывать на авторство и корректно описывать метод получения данных.
Цели и задачи исследования
Цель исследования:
- Определение основных количественных и качественных характеристик потенциальной аудитории региональной социальной сети, посвященной вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Задачи исследования:
- определить круг тем, касающихся ЖКХ и жилищной сферы, которые наиболее интересуют потенциальную аудиторию создаваемой сети;
- охарактеризовать степень владения потенциальной аудитории интернет-технологиями;
- охарактеризовать опыт участия потенциальной аудитории в социальных сетях.
Методика исследования
1) качественный этап.
На данном этапе проводились 3 глубинных интервью с представителями целевой аудитории (ЦА).
ЦА: жители многоквартирных домов в Ярославле; возраст: 25-50 лет; отвечающие следующим условиям скринера:
1) в недавнем времени выступал (а) инициатором обсуждения проблем, связанных с жилищно-коммунальной сферой, например:
- вопросы и проблемы эффективного управление домом;
- создание ТСЖ в доме, его деятельность;
- взаимодействие с управляющей компанией / подрядными организациями;
- качество и тарифы жилищно-коммунальных услуг;
- ремонт дома, подъезда; состояние придомовой территории;
- взаимодействие с муниципальными службами, администрацией района по поводу дома;
- и т.д.
Под инициатором (активистом) понимаем человека, который не просто пассивно участвует в обсуждении проблем (посещает собрания жильцов, принимает участие в разговоре с соседями), а предпринимает какие-либо активные действия, например:
- поднимает вопросы на собрании, инициирует мероприятия по управлению домом;
- собирает мнения или подписи за какую-либо инициативу; организует неформальные / формальные сообщества внутри дома;
- напрямую (или через старосту) взаимодействует с управляющей компанией по поводу устранения недостатков в управлении домом;
- связывается с органами муниципальной власти и др. организациями для получения информации по поводу функционирования дома и решения возникающих проблем;
- обращается к опыту жителей других домов для помощи в решении возникших ситуаций с управлением дома: лично или с помощью Интернет-сайтов, форумов;
2) Обязательное условие для участия в интервью – личное пользование интернетом дома или на работе с периодичностью – не реже 1 раза в неделю.
Содержание интервью: интересующие респондента темы, связанные с ЖКХ; практика взаимодействия с жильцами и организациями по решению имеющихся проблем; опыт поиска информации по интересующим проблемам; практика пользования интернетом.
Сроки проведения интервью: 6-7 июля 2010 г .
2) Количественный этап
Опрос представителей целевой группы. План - 400 интервью. Фактически собрано 406 интервью.
Характеристика выборки:
- малый город (Тутаев). Количество анкет – 30.
- средний город (Рыбинск). Количество анкет – 70.
- большой город (Ярославль). Количество анкет – 306.
Распределение респондентов по районам Ярославля.
Число респондентов | В % от опрошенных | |
Дзержинский адм. район | 80 | 26% |
Заволжский адм. район | 59 | 19% |
центральные районы города | 72 | 24% |
«пятерка», мкр. | 13 | 4% |
Фрунзенский адм. район | 36 | 12% |
Красноперекопский адм. район | 46 | 15% |
Всего: | 306 | 100% |
ЦА:
- жители многоквартирных домов (более 10 квартир в доме);
- возраст 25-65 (квот по возрасту нет; относительно равномерное распределение по возрастным группам);
- квот по полу нет.
СКРИНЕР:
1) выступал (а) инициатором обсуждения проблем, связанных с жилищно-коммунальной сферой;
2) личное пользование интернетом дома или на работе с периодичностью – не реже 1 раза в неделю.
Метод опроса: личное интервью по формализованной анкете.
Отбор респондентов: методом «снежного кома».
Тип выборки: невероятностная.
Сроки проведения поля: 12 июля – 4 августа 2010 г .
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ
Социально-демографическая характеристика
§ Большая часть представителей целевой аудитории (42%) – люди молодого возраста, 25-35 лет. Однако респонденты старшей возрастной группы, (46-65 лет) также широко представлены и составляют треть выборки.
§ Мужчины составляют чуть более четверти ЦА. Остальные респонденты – женщины.
§ У респондентов высокий уровень образования - половина из них имеет законченное высшее образование. Треть респондентов учились в техникуме или училище.
§ По социальному статусу треть опрошенных являются специалистами (с высшим образованием); 15% - служащими / техническими исполнителями (работа не требует высшего образования); 14% - относятся к руководящему составу или имеют свой бизнес; 12% - имеют рабочую профессию; 10% - домохозяйки или мамы, сидящие дома с детьми (среди респондентов 25-35 лет данная категория составляет 20% опрошенных); 50% сегмента «56-65 лет» - пенсионеры по возрасту или инвалидности, а в целой выборке пенсионером назвал себя почти каждый десятый.
§ Среди сегментов, различающихся по доходу, преобладает «средний – » (45% респондентов) и «средний» (36%).
§ Размер семьи представителей целевой группы невелик: около трети опрошенных живут одни или вдвоем, 37% респондентов имеют семью из трех человек.
§ Дети есть почти у каждого второго респондента. Более 70% респондентов-родителей имеют только одного ребенка.
Участие респондентов в управлении домом
§ Средний возраст жилого фонда, которым владеют респонденты, около 30 лет. 20% опрошенных живут в домах, построенных не более чем 20 лет назад. Половина респондентов имеют квартиры в доме, которому от 20 до 40 лет. Старый жилой фонд (более 40 лет) имеется почти у 30% респондентов.
§ Почти 70% домов, в которых имеют квартиру представители целевой группы, находятся под началом управляющей компании. Только каждый шестой респондент живет в доме, где организовано ТСЖ. Еще 6% респондентов живут в кооперативных домах со сходной с ТСЖ формой управления.
§ Среди опрошенных потенциальных пользователей нового сайта, подавляющее большинство – рядовые жители, неравнодушно относящиеся к состоянию своего дома в целом или личного жилья в частности. Представители управляющего звена составляют только 3% опрошенных, это – старосты дома, председатели и члены правления ТСЖ или ЖК.
§ Активность респондентов относительно сферы ЖКХ чаще всего проявлялась в форме инициации личного обсуждения вопросов, связанных с управлением домом или состоянием собственных квартир (90% опрошенных). Каждый третий представитель целевой группы выступал с предложениями на собрании жильцов дома. Каждый четвертый-пятый респондент собирал подписи жильцов в поддержку какой-либо инициативы или организовывал жильцов для благоустройства дома.
§ Чем моложе респонденты, тем менее активно они участвуют в жизни дома. Наиболее активно проявляют себя представители возрастной группы 46-55 лет.
§ Однако почти 40% респондентов 36-45 лет, поднимали вопросы на общем собрании жильцов / инициировали мероприятия по улучшению управления домом; четверть опрошенных этой возрастной группы организовывали жильцов для осуществления благоустройства дома или собирали подписи жильцов в поддержку какой-либо инициативы. И, хотя доля респондентов этого возраста в выборке сравнительно невелика, в генеральной совокупности они могут быть представлены гораздо шире и являться потенциально активной аудиторией нового сайта.
Интерес к теме управления домом и жкх
Опыт поиска информации, ее источники
§ Почти 40% представителей целевой группы ответили, что искали информацию на темы ЖКХ в последние три года.
§ Чаще всего такая информация добывается в ходе личных контактов – из опыта знакомых, друзей, коллег – отметил каждый пятый респондент.
§ Интернет – второй по частоте использования источник информации (17%).
§ Каждый десятый респондент обращался за информацией в органы муниципальной власти / иные государственные и общественные организации.
§ Большую активность в поиске различных источников информации о ЖКХ проявили представители старшей возрастной группы (45-65 лет). Женщины гораздо чаще мужчин искали информацию на изучаемую тему – расспрашивали знакомых, пользовались интернетом, публикациями в печатных СМИ, обращались в органы власти.
§ Более «продвинутые» в интернет-технологиях - молодые участники опроса и респонденты среднего возраста - не особенно часто обращались к интернету за поиском информации по теме ЖКХ – положительно ответили только 12-17% сегмента.
§ Среди сайтов, которые использовали респонденты, можно выделить сайт мэрии Ярославля, областного правительства, а также, местные новостные сайты и форумы: «76.ru»; «Ярпортал».
Темы для обсуждения
§ Наибольший интерес у большинства представителей целевой группы (три четверти опрошенных) вызывают темы, связанные с тарифами и платежами за жилищно-коммунальные услуги; качеством коммунальных услуг (65%).
§ Также, в «топ» входят темы, связанные с ремонтом и техническим содержанием дома, благоустройством двора, чистотой подъездов (60-70%).
§ 40-60% респондентов интересует информация о деятельности управляющей компании, ответственной за их дом, в т.ч. отзывы о работе, официальные отчеты о деятельности УК.
§ Наименьший интерес у представителей целевой группы вызвали вопросы, связанные с различными аспектами организации и деятельности ТСЖ. Это объясняется превалированием в выборке (да и в реальной практике) домов, перешедших от ДЕЗ к УК, минуя ТСЖ.
§ Впрочем, среди респондентов, живущих в домах с управлением в форме ТСЖ или ЖК, интерес к темам, касающимся жизни реальных ТСЖ, также невелик – около 30% сегмента.
§ Не слишком популярны среди респондентов темы, которые в большей степени актуальны для владельцев покупных квартир в недавно построенных домах, а именно: установка забора вокруг дома, организация охраны и т.п.
ВЛАДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯМИ
Пользование интернетом
§ Почти 90% опрошенных пользуются интернетом дома, 30% - на работе.
§ Практически ежедневно «заходят» в интернет более половины представителей целевой аудитории. 30% пользуются интернетом несколько раз в неделю.
§ Доля активных интернет-пользователей значительно выше среди респондентов 25-45 лет (60-70% сегмента).
§ 60% опрошенных – пользователи домовой сети, т.е. интернет у них подключен по скоростной линии. В целом, как минимум, три четверти участников опроса потенциально имеют доступ к высокоскоростному интернету.
Общение в интернете
§ Только 20% опрошенных не общаются с помощью интернета с другими людьми. Для остальных наиболее распространенной и простой формой общения является электронная почта (60% респондентов). Впрочем, почти с той же частотой представители ЦА используют для связи свою страничку в социальной сети – каждый второй опрошенный.
§ Треть респондентов пользуются для общения программой типа ICQ. Почти каждый четвертый разговаривает со своим собеседником по «Скайпу».
§ Каждый пятый представитель ЦА общается на форумах, столько же респондентов – только читают блоги и форумы, не оставляя своих комментариев.
§ Среди участников социальных сетей многие зарегистрированы более чем в одной из них. Самые популярные сети – «Одноклассники» и «В контакте» (44-46% опрошенных). Немного уступает им социальная сеть «Мой мир» на «mail.ru» (30%).
§ Более молодые респонденты (25-35 лет) гораздо чаще используют различные сервисы для общения в интернете, чем остальные участники опроса. Так, почти 70% из них общаются в социальной сети, более 40% - переписываются по ICQ.
§ Впрочем, респонденты средней возрастной группы (36-45 лет) не отстают от молодежи во всем, что касается форумов и блогов. Так, 20-25% представителей данных возрастных групп читают форумы и пишут там свои комментарии.
§ Не использует интернет для общения каждый второй респондент старше 55 лет и каждый третий представитель возрастной группы 45-55 лет.
§ Почти каждый второй участник опроса выкладывает свои фотографии в интернете. Такая практика распространена не только среди более молодых участников (60% сегмента). Фотографии размещают около 40% представителей средней (36-45 лет) и старшей (46-55 лет) возрастной группы.
§ Более 40% опрошенных смотрят видео онлайн.
Общение в интернете на темы ЖКХ
§ Только 5% опрошенных отметили, что им приходилось общаться в интернете на темы, касающиеся жизни дома, вопросов управления домом и ЖКХ.
§ Общение проходило на местных форумах (в т.ч. «Ярпортал», «Тутаев.ru»); по Скайпу, в социальной сети, по электронной почте. Также на респонденты задавали вопросы на сайте мэрии, специализированных сайтах (Фонд содействия развитию ЖКХ).